Серьёзная нехватка электроэнергии наблюдается на Шикотане, где сегодня реализуется территория опережающего развития "Курилы".
Об этом рассказал в ходе заседания правительства Сахалинской области исполняющий обязанности
руководителя агентства по развитию электроэнергетики и газификации Евгений Токарев.
На острове сегодня проживает около 3 тысяч человек, общая мощность энергосистемы составляет 4,65 МВт.
При этом максимальная нагрузка — более 5 МВт, дефицит составляет свыше 1,5 тысячи КВт-час. В год расходуется
около 5 тысяч тонн дизельного топлива.
— Более 50% электроэнергии потребляют предприятия рыбной отрасли, 36% — население и объекты ЖКХ, —
рассказал Токарев.
Евгений Токарев
Экономически обоснованный тариф составляет 14,98 рубля за киловатт-час, но за счёт помощи
из областного бюджета (свыше 200 миллионов рублей в год) население платит 3,96 рубля, все прочие — 4 рубля.
В селе Крабозаводском уже 17 лет трудится японская дизельная электростанция Daihatsu, полностью
исчерпавшая свой ресурс. Её мощность составляет 2,4 МВт, дефицит — 500 кВт-час. На ДЭС "Малокурильское"
расположены 4 машины английского производства. Они введены лишь в 2008 году, изношены на 10% и ещё могут
эксплуатироваться дальше, однако здесь дефицит мощности превышает 1 МВт.
Но уже на 2018 год, с учётом развития рыбоперерабатывающих предприятий и роста населения,
необходимая располагаемая мощность оценивается в 17,6 МВт, таким образом дефицит достигает почти 13 МВт.
Ещё хуже станет ситуация к 2020 году, когда ЗАО "Курильский рыбак" в Крабозаводском увеличит
нагрузку до 6 МВт, а филиал рыбокомбината "Островной" в Малокурильском — до 17 МВт потребления.
Одновременно потребление населения вырастет более чем на 3 МВт, и общая нагрузка составит 32 МВт.
— Иными словами, к 2020 году прогнозируется существенный рост нагрузки с 5 до 32 МВт, то есть в 6,5
раза, — подытожил докладчик. — Необходим ввод мощности не менее 40 МВт.
Агентство представило три варианта решения этой проблемы, из которых два очевидно не имеют права
на жизнь и приведены только для контраста. Фактически же видно, что власти видят выход в применении
мобильных газотурбинных электростанций, которые можно развернуть уже в 2018-2019 годах, и обойдётся это в 3,15
миллиарда рублей. Другие варианты — дизельные электростанции (5-7 миллиардов до 2022 года) или дизель
с ветроустановками (11 миллиардов до 2022 года).
Как пояснил и.о. зампреда правительства области Владимир Сидоренко, нужно договориться
с Минэнерго о том, чтобы использовать мощности АО "Мобильные ГТЭС". Сегодня их оборудование находится
в Крыму и освободится после ввода там плановой ТЭЦ во 2-3 квартале 2018 года. Покупать ничего не надо,
энергетикам только потребуется время на переброску, земельный участок и схема выдачи электрической
мощности.
— Коллеги из "Мобильных ГТЭС" говорят, что платить не придётся, они готовы сами привезти
и поставить, нужен только нормальный тариф, — добавил Сидоренко. — Им даже не нужна сверхприбыль, лишь
бы не уходить в минус. Это, по сути, государственная компания, и у них нет задачи отбивать какие-то
инвестиции и рассчитываться с банками.
Несмотря на это, расчётный объём областной субсидии на компенсацию разницы в тарифах составит
около 722 миллионов рублей в год. Газотурбинные установки трёхтопливные: могут использовать газ, дизель
и авиационный керосин. До середины 2019 работа точно будет идти только на дизеле, но в перспективе возможен
переход на СПГ.
Есть и мысль привлечь к оплате электричества инвесторов-рыбаков. Даже прошла встреча, где они
подтвердили, что готовы рассматривать возможность софинансирования энергосетей, но на понятных
условиях.
Параллельно обсуждаются и другие варианты выхода из энергетического коллапса. Например, компания
"Энерготехсервис" выразила готовность строить объекты и даже инвестировать — в том числе построить всё
"под ключ" и взять в эксплуатацию. Главный вопрос — на каких условиях, и здесь ещё потребуются переговоры
и расчёты.