Сахалинский инвестсовет не стал одобрять альтернативный проект судов для Курил
Одним из вопросов последнего инвестсовета в Южно-Сахалинске (и единственным, по которому не было
получено положительного заключения комиссии) стала альтернативная идея улучшения транспортной доступности
Курильских островов. С инициативой строительства двух новых пассажирских кораблей для архипелага выступил
директор компании "Сахтрансбункер" Александр Пруд. Представитель фирмы, которая с 1997 года занимается
управлением морскими операциями и морским транспортом, рассказал, что ростовское ЦКБ "Стапель" разработало
для Карского и Баренцева морей эскизный проект 70-метрового судна, пригодного для организации регулярного сообщения между
небольшими островами. На этом основании, уверен Пруд, можно запросто создать корабль для лечения
"курильского транспортного синдрома" — быстрое (18 узлов), с небольшой осадкой (3,15 метра), пригодное
для ледовой навигации (класс ЛУ2), с пассажирскими каютами на 90 человек и грузовым трюмом объемом 80
кубических метров. Проектирование и строительство судов займет порядка 2,5 года и обойдется в 1,7 миллиарда
рублей, порядка 1,5 из которых "Сахтрансбункер" намерен просить в "Корпорации развития Сахалинской
области".
Александр Пруд
— Собственно о ситуации с Курилами: рейсы туда осуществляют корабли "Игорь Фархутдинов", "Поларис"
и "Гипанис", в 2015 году общий объем перевозок составил 24 тысячи человек. Это более трети от числа
пассажирских перевозок в области, — рассказывает Александр Пруд. — Но все суда, работающие на линии,
далеко не молоды уже, и с ними часто возникают проблемы, что сказывается на стабильности и стоимости
перевозок, ведет к серьезным затратам на ремонт и содержание. Предлагаем проект строительства двух
современных судов для пассажирских перевозок. Этим проектом могли бы решить ряд социальных задач
и проблем: обеспечить круглогодичное сообщение между островами Сахалинской области (Сахалин — Южные
Курилы, Камчатка — Северные Курилы), активно развивать туризм, снизить дотационную нагрузку, создать
дополнительные рабочие места для работников с морскими специальности.
Общая стоимость детального проектирования пассажирских кораблей, уверен директор
"Сахтрансбункера", составит порядка 24 миллионов рублей. За эти деньги и 4 месяца "Стапель" готов полностью
рассчитать подходящие для Охотского моря и суровых сахалинских реалий суда. После этого можно будет
приступить к их строительству — стоимость головного судна, на воплощение которого в металле, по расчетам
проектировщиков, уйдет порядка двух лет, составит 850-900 миллионов рублей.
Представленный проект вызвал бурное обсуждение — собравшихся интересовали сроки окупаемости
и цены на билеты (и то, и то загадка — слишком много переменных), необходимость разрабатывать проект
с нуля — ведь можно взять что-то типовое и адаптировать его для курильских условий. Но и тут оказалось,
если верить Пруду, что в стране подобных пассажирских кораблей не строят уже лет 50, никаких современных
проектов в российской практике просто нет, а адаптация зарубежных — процесс долгий. Но все вопросы
из зала, как оказалось, стали только разминкой, а главным собеседником автора судовой идеи выступил
сам Олег Кожемяко — известный знаток кораблей, Курил и всего морского. Губернатор поинтересовался,
где корабли для Курил будут строиться (тут три варианта — Китай и Россия, только Россия или безотказные
Китай с Кореей), заметил, что в приоритете должны быть российские верфи, и усомнился в том, что в заявленную
цену удастся "попасть". Кроме того, губернатор признался, что область уже самостоятельно ведет работу
по поиску вариантов (на это дело даже выделили 4
миллиарда из бюджета), а значит, "Сахтрансбункеру" могут предложить только роль партнера.
Олег Кожемяко
— Требования российского морского регистра для пассажирских судов достаточно высокие,
им непросто соответствовать. Кроме того, для Курил важно строить грузопассажирские суда, чтобы и контейнер
стоял на палубе, трюмы были для продуктов, кран-балка для погрузки, — перечисляет глава области. — Мы сами
сейчас докапитализируем "Сахалинлизингфлот" для реализации этого проекта, можем вас рассмотреть
как партнера. А так просто (финансировать не можем — ИА Sakh.com), когда не подготовлена стоимость, расчеты,
даже ТЭО нет...
Проблема морского сообщения с Курилами — вопрос для островного региона острый. Сегодня
на линиях, связывающих архипелаг с большой землей, работает всего два судна — "Гипанис", связывающий север
гряды с Камчаткой, и "Игорь Фархутдинов", совершающий рейсы на юг. Еще одно судно — теплоход "Поларис",
приобретенное несколько лет назад, — сегодня находится на длительном ремонте. Между тем никакой информации о серьезном проектировании
или договоренностях о строительстве судов для Курил в СМИ сегодня не поступало. Известно лишь,
что проекты кораблей планируется разрабатывать с нуля, а возможным оператором создания кораблей готовы
выступить предприятия Хабаровского края.